НА ГЛАВНУЮ
СТРАНИЦУ
ДОКУМЕНТЫ
ЭПОХИ
ОЧЕВИДЦЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
ИЗ ИСТОРИИ
МОСКВЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ


Анекдоты эпохи войны 1812 года
Карикатуры
О русском мундире 1812 года

Памятники Отечественной войны
Н.А. Горелова. Первый памятник на Бородинском поле
Музей "славной памяти Двенадцатого года"
Выставка в память войны 1812 года
О фильме "1812 год": кинематография начала ХХ века

О праздновании 100-летнего юбилея Отечественной войны
"Дух отцов воскрес в сынах":
от Кружка ревнителей к Обществу потомков

Памятники Отечественной войны

Из книги: Селезнев М.Т. Любопытные рассказы из 1812 года: из времени и жизни Наполеона I–го и его сподвижников: с описанием Храма Христа Спасителя и других памятников отечественной Войны с рисунками / М.Т. Селезнев. - М., 1891.
С
амым драгоценным памятником Отечественной войны можно считать Портретную залу всех почти генералов, героев и сподвижников 1812 года, находящуюся в С.-Петербурге, в Зимнем дворце. Надобно удивляться, как только могли достать эти портреты и сохранить их во время пожара Зимнего дворца в 1837 году.
Прошлому и будущему
В одно время, когда Французы в Париже отделывали Пантеон для помещения праха Наполеона, и государь Николай I-й повелел в России главные места сражении 1812 года увековечить монументами. Все эти монументы почти одинаковой формы с небольшими изменениями и соответственными происшествиям надписями и планами. На Бородине, на месте бастиона Раевского, Николай I-й при войсках в 1839 году сам открыл этот монумент.

На первый взгляд Бородинский монумент, как одинокий, представляет потрясающую картину, но, приглядевшись к нему, производит в сердце русского, что-то дорогое, трогательное и вместе отрадное впечатление. Он стоит на холме, вышиною сам по себе с помостом и крестом около 10 саженей, восьмисторонний, чугунный и черный. Если на него смотреть снизу от реки Колочи, или от села Бородина, то он красиво рисуется на голубом небе, и редко кто из проезжающих мимо этого Бородинского поля по Брестской железной дороге не бросается к окнам вагона, чтобы взглянуть хотя бы в сотый раз на этот монумент.


Перед открытием этого монумента, по воле императора Николая I-го, был перевезен туда и прах Бородинского героя князя Багратиона, где и положен на южной стороне, рядом с монументом; над могилою его лежит черный памятник с фамильной надписью. Какое место может быть выше для могилы храброго? Вокруг монумента и могилы Багратиона поставлена, в 1½ аршина вышиной, железная решетка с дверцами; недалеко от этого монумента, на юге за деревнею Семеновкой стоит довольно большой Спасо-Бородинский монастырь, построенный г-жой Тучковой, чем Николай I-й был очень доволен; после открытия монумента, он заехал к ней и лично сказал, что «хотел и сам это сделать, но она предупредила его». Самое же село Бородино, на севере от монумента, считается теперь личным имением Государя. В нем находится деревянный двухэтажный дворец, поддерживаемый и охраняемый удельным ведомством. (C. 510-513).

Из книги: Ашик В.А.. Памятники и медали в память боевых подвигов русской армии в войнах 1812, 1813 и 1814 годов и в память Императора Александра I: снимки памятников, медалей, гравюр / В.А.Ашик. - СПб., 1913. - 393 с.

Памятник на Бородинском поле (Московской губ. Можайского уезда)

В воспоминание знаменитого Бородинского сражения (26 августа 1812) Император Николай I-й повелел соорудить на полях Бородина памятник. Памятник торжественно открыт, в Высочайшем присутствии, 26-го августа 1839 года. В день открытия памятника на Бородинском поле было собрано более 100 тысяч войска.
26-го августа 1839 года к 9 часам утра войска стояли уже на своих местах. Приехал Государь, войска отдали ему честь «ура!» Музыка всех полков исполняла народный гимн. Государь, объехав оба корпуса (2-й и 6-й), скомандовал:
- К ноге! Стоять вольно! Оправиться!
Потом раздалась команда: «Смирно! Батальоны на плечо!»
Государь скомандовал сам: «Слушать моей команды! Слушай! На караул!»
После этой команды прочитан был перед фронтом Высочайший приказ войскам:


Лагерь при Бородино, 26-го августа 1839 года.
«Ребята! Перед вами памятник, свидетельствующий о славных подвигах ваших товарищей! Здесь, на самом этом месте, за 27 лет перед сим, надменный враг возмечтал победить Русское войско, стоявшее за Веру, Царя и Отечество! Бог наказал безрассудного, от Москвы до Немана разметаны кости дерзких пришельцев, - и мы вошли в Париж.
Теперь настало время воздать славу великому делу. И так, да будет память вечные бессмертному для нас Императору Александру I, - Его твердою волею спасена Россия; вечная память павшим геройскою смертью товарищам вашим, и да послужит их подвиг примером нам и позднейшему потомству. Вы же всегда будете надеждою и оплотом вашему Государю и общей матери нашей России».
НИКОЛАЙ

Этот собственный приказ Императора Николая произвел в войсках большое воодушевление. По окончании чтения, войска начали кричать «ура»! В тоже время пелена спала с памятника, и началась страшная пальба из орудий. Все поле, при тихой безветренной и жаркой погоде, покрылось густым, непроницаемым пороховым дымом.
Наконец раздалась команда: - «Слушай! На плечо! К ноге! На молитву! Кивера долой!»
Из приходской церкви села Бородина двинулся крестный ход. Умилительную картину представляло это шествие духовенства с иконами и хоругвями к месту памятника, окруженного войсками, между тем, как у подножия его, собранные внутри решетки, ветераны 1812 года и высшие военные лица, участвовавшие в Бородинском бою, встречали шествие, осеняясь крестом. Император Николай, сойдя с лошади, пропустил крестный ход. Московский митрополит Филарет совершил торжественное молебствие. После многолетия Царствующему Дому Государь скомандовал: - «Батальоны на колени!»
Все пешие войска преклонили колена, Государь тоже, и была провозглашена вечная память Императору Александру I-му и вечная память «всем воинам, за веру и отечество живот свой на поле брани положившим».
И наконец было провозглашено многолетие всему храброму российскому воинству. В эту минуту войска отдали честь и артиллерия произвела 792 выстрела. Памятник поставлен на самом возвышенном месте, где была батарея Раевского.
Памятник на Бородинском поле служит краткою летописью всей Бородинской битвы. Общий вид памятника: высокая чугунная колонна, с золоченым крестом на верху, на постамент с тремя ступенями; средняя часть памятника имеет форму усеченной восьмиугольной пирамиды, на восьмиугольном цоколе с 8-ю колоннами кругом, соединенными аркадой, со столькими же нишами между ними; верх памятника увенчан чешуйчатою главою с крестом. Высота памятника 91 фут, ширина около 11 фут. (С.15-16).

Из книги: Памятники Императору Александру I, а также героям и событиям Отечественной войны 1812 года: издание кружка ревнителей памяти отечественной войны 1812 года с 2 портретами Александра I и 27 снимков памятников / сост. С.А. Педашенко. - М., 1912. - 60 с.

Немного уже остается времени до наступления радостного для всей России столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года.
Р
азные комиссии в различных военных и общественных учреждениях усердно заняты приготовлениями к празднованию этого торжественного юбилея; уже изданы и будут, без сомнения, еще изданы весьма ценные ученые труды, освещающие с разных сторон все мельчайшие подробности знаменитой борьбы между двумя, дружественными теперь, народами; в устраиваемом в Москве особом музее 1812 года будет собрано все, что так или иначе относится к Отечественной войне, к царственному ее участнику Императору Александру I и ко всем другим участникам ее, героям-вождям и воинам. Проектируется построить значительное количество новых памятников в честь этих героев, обновить существующее и пр. (С. 1).

Что касается нераздельно связанных с именем сего великого государя памятников бывшей при нем славной Отечественной войны 1812 года, то все они могут быть разделены на три разряда: 1) памятники войны во всей ее совокупности, это - триумфальные ворота в Москве, С.-Петербурге и Царском Селе, победная колонна и ворота в Риге, памятные доски в Московском Кремле о числе отбитых у неприятеля орудий и наконец, Калишский памятник "союза и дружбы России с Пруссией"; сюда же нужно отнести и памятник в городе Луцке: как те, большие, памятники прославляют героев победителей своим грандиозным видом и великолепием, так и этот скромный обелиск, поставленный на частные средства, прославляет героев войны в имеющихся на памятники надписях; 2) памятники отдельных событий войны: важнейших сражений, военного совета в Филях под Москвою и Березинской переправы и 3) памятники в честь отдельных героев: Барклая и Кутузова, Платова, Багратиона, Кульнева, Бистрома, Энгельгардта и Беляева, а также участников Отечественной войны: Сенявина, Дибича, Паскевича, Воронцова, Грейга, Ермолова и Виллие, хотя необходимо оговориться, что этим последним семи лицам памятники сооружены по другим поводам, главным образом, в воздаяние их славных заслуг на поприще государственного служения родине. Декабрь 1911 года. С.Педашенко. (С.VII-VIII).


Памятник Александру I
в Таганроге

Памятник Александру I
в с. Грузине

Памятник Платову
в Новочеркасске
Памятник 1812 г. в Малоярославце


Памятник 1812 г. в Новгороде


Памятник Павловскому полку
на Бородинском поле
вверх

Н.А.Горелова. Первый памятник на Бородинском поле. Любовь и скорбь Маргариты Тучковой.
(текст предоставлен автором)

Наверное, каждому из вас доводилось пробовать Бородинский хлеб. Но, может быть, не все из вас знают, почему он так называется. Дело в том, что впервые выпекать этот хлеб стали монахини Спасо-Бородинского монастыря. Монастырь этот возник прямо на знаменитом Бородинском поле, а основала его вдова погибшего в Бородинском сражении генерала Александра Тучкова Маргарита Михайловна Тучкова, урожденная Нарышкина. Она родилась 2 января 1781 года в семье знатных и богатых родителей. Получила прекрасное домашнее образование, знала несколько иностранных языков, отлично пела и музицировала. У нее было три брата и четыре младших сестры. Один из братьев - Михаил, стал декабристом. 16-ти лет Маргариту Нарышкину выдали замуж за Павла Михайловича Ласунского, человека порочного и корыстного. Когда родители Маргариты Михайловны узнали о похождениях их зятя, они тут же потребовали развода ее дочери. Маргарита возвратилась в дом родителей.
Вскоре она познакомилась с Александром Алексеевичем Тучковым, и молодые люди сразу же полюбили друг друга. Однако родители Маргариты Михайловны, опасаясь ошибиться с браком дочери еще раз, отказали Александру. Прошло несколько лет, но чувства влюбленных только крепли, и, в конце концов, в 1806 году родители дали свое согласие на брак. С той поры Маргарита Тучкова уже не расставалась со своим мужем даже во время военных походов. Когда ее пытались отговаривать от опасных походов, рассказывали о трудностях полевой жизни, она отвечала, что расстаться с мужем ей еще страшнее. Во время русско-шведской войны 1808-1809 годов, Маргарита Михайловна фактически стала первой в России сестрой милосердия. Она ухаживала за ранеными и не только за русскими, но и шведами. Во многих шведских деревнях в то время был настоящий голод. Во время стоянок, Маргарита обходила ближайшие села, отыскивала наиболее нуждающихся и оделяла их хлебом и деньгами. Верхом на коне, в одежде денщика, она совершила вместе с русскими войсками тяжелый переход через замерзший Ботнический залив. Барклай-де-Толли писал об этом: «Переход был наизатруднительнейшим, солдаты шли по глубокому снегу, часто выше колен. Понесенные в том походе труды единственно русскому преодолеть только можно». И участницей такого похода была Маргарита Михайловна Тучкова.
В русско-шведскую кампанию Александр Алексеевич Тучков получил звание генерал-майора.
В 1811 году у Тучковых родился сын Николай. Маргарита, по-прежнему повсюду сопровождала мужа. Однажды произошел поразительный случай. Война с Наполеоном еще не началась. Полк мужа стоял в минской губернии. Утром, когда у генерала Тучкова шло какое-то совещание, Маргарита Михайловна задремала после бессонной ночи и ей приснился страшный сон. Она увидела себя в незнакомой комнате. На стене висела рама, в которой кровавыми буквами было написано по-французски: «Твоя участь решиться в Бородине». К ней входят отец и брат и подают ей сына со словами: «Вот все, что тебе осталось от твоего Александра». От ужаса она закричала. Обеспокоенный муж вбежал к ней и выслушав ее рассказ, приказал принести военную карту. Долго все искали местечко Бородино, но его не оказалось на карте. Тогда еще никто не знал о таком названии. Вскоре началась война с Наполеоном и Александр Тучков принял решение отправить жену с маленьким сыном к ее родителям. С согласия всех офицеров полка он отдал жене на сохранение всю утварь походной церкви, в том числе икону, которая сопровождала его во всех походах - образ Нерукотворного Спаса. Маргарита Михайловна остановилась в городке Кинешма на Волге, куда быстро доставляли почту. Здесь лихорадочно ждала она известий от своего мужа.
Наступило 1-е сентября, день ее именин. Она услышала, как к дому подъехала повозка, вскоре дверь отворилась и она увидела на пороге отца, державшего на руках ее сына и рядом с ним своего брата Кирилла. Отец произнес слова, которые она уже знала: «Вот все, что осталось тебе от твоего Александра! Муж твой пал на поле Бородина!» Маргарита упала без чувств. Как только французы оставили Москву, она поспешила на Бородинское поле, чтобы отыскать тело мужа. Все отговаривали ее от этого. Поле боя еще не было убрано, на нем уже почти два месяца лежали десятки тысяч убитых. Помочь ей в поисках вызвался монах Можайского монастыря Иоасаф. Наступила уже ночь, но Маргарита Тучкова не могла ждать до утра. С зажженным фонарем, всю ночь напролет тщетно обходила она то место, где, знала она, погиб ее муж, но так и не нашла его. Долго потом искала она хоть что-то, что напоминало бы ей о горячо любимом человеке, до тех пор, пока не стали разжигать на поле костры и сжигать убиенных.

Маргарита Тучкова на Бородинском поле. Акварель монастыря


Маргарита Тучкова не смогла оставить это ставшее для нее священным место. Она решила выкупить у владельцев землю и построить на ней храм в память о своем муже и о всех погибших на Бородинском поле героях. Узнав о ее желании, хозяева земли уступили ее бесплатно. Продав свои бриллианты, Маргарита Михайловна приступила к строительству, и в 1820 г. Спасо- Бородинский храм был построен. Этот скромный храм стал первым памятником на Бородинском поле. Главной святыней его был образ Нерукотворного Спаса, который когда-то передал ей муж. В храме она устроила символическую могилу мужа и здесь ежедневно проводила долгие часы. Рядом с церковью Маргарита построила сторожку, где стала жить вместе с сыном и верной няней француженкой мадам Бувье.
Свою жизнь Маргарита Тучкова посвятила памяти мужа и воспитанию сына. Она схоронила отца и мать, и сын оставался ее единственным сокровищем. Он был целью ее жизни, ее единственной радостью и постоянной заботой. Сын Николай рос добрым, тихим и задумчивым. Однажды, когда ему исполнилось 15 лет, он простудился и занемог. Обеспокоенная мать созвала консилиум врачей, но те ее заверили, что опасности для здоровья нет никакой. Обрадованная мать, проводив докторов, вернулась к сыну, а через несколько часов, он умер у нее на руках. Его похоронили в построенном ею храме. Горе ее было безутешно. Вдова Маргарита Тучкова решила навсегда остаться у дорогих могил. Вместе с ней осталась и мадам Бувье. Постепенно вокруг Маргариты Михайловны стали собираться разные люди - всем нашлось доброе слово и занятие. Она построила богадельню, собрала крестьянских девочек-сирот из окрестных деревень: учила их писать, читать, рукоделиям, музыке, пению в церковном хоре. Члены общежития сами пряли, ткали холсты, шили одежду и обувь, работали в огороде, писали иконы, пекли хлеб, который мы знаем как «бородинский».
Со временем община превратилась в Спасо-Бородинский монастырь, а Маргарита Тучкова стала его настоятельницей под именем игуменьи Марии. В 1839 году на Бородинском поле намечались большие торжества по случаю 25-летия победного завершения войны с Наполеоном. Предполагалось открытие монумента, на поле были устроены маневры русской армии, в которых приняли участие 140 тысяч человек. На торжества прибыл сам император Николай I в сопровождении многочисленной свиты. Он посетил игуменью Марию и спросил её: «Я был бы счастлив, если бы мог исполнить какое-нибудь из ваших желаний: не нуждается ли в чем монастырь? Прикажите и все будет сделано». И она ответила: «Ваше Величество, что вы можете сделать для монастыря, то могут сделать для него и другие; но есть у меня одна просьба, которую можете исполнить только вы один. Простите брата». Царь нахмурился, но произнёс: «Позвольте мне подумать».


Спасо-Бородинский монастырь

вверх

Музей «славной памяти Двенадцатого года»
(материал из личного архива Н.М.Афанасьевой, публикуется с ее разрешения)

С приближением знаменательной даты - 100-летия Отечественной войны 1812 года - Россия начинает готовиться к празднованию великого события. Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года считает датой своего основания 1913 год, то есть оно возникло на волне патриотического подъема, охватившего всю страну в связи с юбилейными торжествами. Но задолго до этого, еще в 1907 году, действительный член Императорского русского военно-исторического общества полковник Генерального штаба В.А. Афанасьев ставит вопрос о создании в Москве музея «славной памяти Двенадцатого года», а в 1908 году возбуждает инициативу создания Кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года.


Наклейка на книги
Бородино. - М., 1897.



Дарственная надпись на книге
Михневич А.П. Сто лет назад: 26 августа 1812 г.: Великий день Бородина. - СПб., 1912.


Штамп на титуле книги
Оболешев Н. Бородинский бой и его памятники на Бородинском поле. -
М., 1903.

В своей брошюре «Где быть музею 1812 года» Владимир Александрович доказывает необходимость его создания в следующих словах: «… много драгоценных сокровищ эпохи 1812 года рассеянно по лицу России, которые или с честью помещены под сенью величественных храмов (Казанский собор, Чудов монастырь), или скромно украшают далекие дворянские усадьбы, ожидая в неизвестности своей участи. Того ли заслужили эти безмолвные свидетели нашествия величайшего полководца? ... Воздвигнутые памятники-храмы созданы, конечно, для молитвы, а не для изучения или беглого обзора отдаленной эпохи великой борьбы народов. Неправда ли, жезл маршала Даву, прикрепленный к стене Казанского собора в С.-Петербурге, лишь случайно попадается на глаза посетителю храма, пришедшему помолиться.
В специальном же музее и жезлу и знаменам, и отдельным портретам, и манифестам нашлось бы каждому свое место…
Не следует ли поэтому нам, потомкам героев Бородинского и иных сражений, действительно закрепить вечную память тех, о которых ежегодно возносится тихое моление на богослужении в день Рождества Христова.
»
Интересно, что созданный под руководством В.А. Афанасьева Особый комитет по устройству в Москве музея 1812 года планировал разместить его в Арсенале московского Кремля («среди святынь Кремля»). Тогда это было вполне возможно…
Лучше всего о деятельности Особого комитета рассказывают сами его члены в прощальном адресе, поднесенном Владимиру Александровичу в связи с отъездом его на фронт в 1916 году (второй год шла Первая мировая война):

«Глубокоуважаемый Владимир Александрович,


ВЫСОЧАЙШЕ Утвержденный Особый Комитет по устройству в Москве Музея 1812 г. начал свою деятельность по Вашему просвещенному почину в 1908 году. Вы первый и главный проводник мысли об устройстве в Москве храма славы, достойного памяти героев Отечественной войны. С первого заседания Комитет возложил на Вас трудную обязанность ученого секретаря комитета и Вы, как подобает энергичному поборнику первой мысли, сделались главным и неутомимым работником во всех начинаниях Комитета.
При Вашем ближайшем участии Комитет в первые шесть лет сделал то, что не выпадало на долю других подобных художественно-просветительных исторических учреждений-памятников: большинство их раскрывало свои двери для широкой публики через много лет от дня своего зарождения, Вы же сумели заинтересовать все слои русского народа «священной памятью Двенадцатого года» настолько, что в первый же год своей деятельности Комитет мог устроить выставку памяти Отечественной войны. При Вашем же участии была устроена в юбилейный год вторая выставка, занявшая своими собраниями 9-й зал ИМПЕРАТОРСКОГО Исторического Музея и вызвавшая большой интерес широких слоев общества. Кроме того, библиотека Музея, открытая для всех работников по истории Отечественной войны, дала возможность использовать собранный к юбилейным дням материал для составления исторических очерков войсковых частей и комиссий при губернских археологических музеях.
При Вашем ближайшем участии Комитет собрал сумму до 200 000 рублей на устройство Музея 1812 г., получил окончательное разрешение вопроса о месте для Музея, каковое по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению определено среди святынь Кремля, выработал план переустройства арсенала Петра Великого для нужд музея и проект штата для его обслуживания…
ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный Особый Комитет по устройству в Москве Музея 1812 г., высоко ценя Вашу неустанную работу по созданию музея, выражает Вам глубокую благодарность и преисполнен горячим желанием, чтобы святое ратное дело окружило Вас ореолом славы, подобной той, которая витает над великими именами героев 1812 года и чтобы вернувшись здравым с полей битв Вы снова приняли участие в работах ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного Особого Комитета и увидали самый храм славы Первой Отечественной Войны с раскрытыми для всех дверями».
Деятельность Особого комитета по устройству в Москве музея 1812 года тесно связана с Кружком ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года, у истоков образования которого тоже стоит В.А. Афанасьев.

вверх

Выставка в память Отечественной войны 1812 года: 8 сентября 1912 г. - 1 февраля 1913 г.

Из книги: Выставка 1812 г.: каталог: в 2 ч. Ч.1. - М., 1912.

26 января 1908 г. состоялось Высочайшее повеление об учреждении Особого Комитета по устройству в Москве музея 1812 года. 19 марта того же года состоялось первое заседание комитета и с этого же дня началась его усиленная работа по собиранию предметов и документов, относящихся к Отечественной войне, по разбору и разработке поступавшего материала и разысканию новых материалов и данных.
Уже через год собрание музея было настолько богато, что для самого широкого распространения идей музея оказалось возможным устроить выставку коллекций музея. Однако все усилия и заботы Комитета были направлены на то, чтобы открыть музей ко дню празднования столетия Отечественной войны. Тем не менее по независящим от Комитета причинам только в январе текущего года музею было предоставлено здание Арсенала в Кремле, которое требует настолько капитального ремонта для приспособления под музей, что не могло быть и речи об открытии музея ко времени празднования юбилея.
В виду этого Комитет, взамен открытия музея, постановил ко дню празднования юбилея Отечественной войны почтить её память юбилейной выставкой, на которой выставить для обозрения публики как собранные музеем коллекции предметов и документов, так и предметы и документы, относящиеся к эпохе 1812 года, составляющие частную собственность, и таким образом выяснить с возможной полнотой весь тот материал, который, представляя из себя драгоценную память о славной эпохе родной истории, всесторонне освещает ее.
Для осуществления выставки Комитет выделил из своего состава специальное Бюро, работы которого фактически начались в марте. Работа Бюро была крайне затруднительна. Летнее время, а следовательно и отсутствие большинства владельцев частных коллекций, при крайней ограниченности срока, не дало возможности собрать множества предметов и документов, составляющих частную собственность, к тому же размер: помещения, которое могло быть предоставленным под выставку, вынудило Бюро постепенно отступать от первоначальной широко задуманной программы выставки и суживать ее рамки до самых общих пределов.
Таким образом, настоящая выставка далеко не исчерпывает того материала, который мог бы быть собранным и выставленным, если бы в распоряжении Бюро было больше времени и подходящее помещение.
Почти с самого начала работы Бюро, одновременно с разработкой программы, было решено при издании каталога отступить от установившегося до сих пор шаблона сухого перечисления выставленных предметов, а сделать первый опыт издания подробного каталога с музейным описанием вещей, дабы такой каталог, служа указателем для публики при обозрении выставки, вместе с тем остался бы навсегда пособием для всех, кто интересуется эпохой Отечественной войны, а тем более, кто занимается ее разработкой. И это важно тем более, что множество вещей и документов, составляющих частную собственность, не останутся в музее, а вернутся к их владельцам, каталог же на вечные времена оставит их следы.
К сожалению очень многое не попало на выставку, даже документы, составляющее собственность музея, далеко не все могли быть выставлены за недостатком места, но, будучи собственностью музея, они всегда будут доступны для публики, поэтому гораздо важнее было зарегистрировать все, что составляет частную собственность, и все, что только оказалось возможным получит из частных собраний, все сосредоточено на выставке и занесено в настоящий каталог. (С. I-II).

Из книги: Краткий обзор выставки в память Отечественной войны 1812 года: 8 сентября 1912 г. - 1 февраля 1913 г. / [В. Божовский]. - М., 1912. - 71 с.

Настоящая юбилейная Выставка 1812 года имеет своей задачей две совершенно определенные цели, хотя и независимые одна от другой, но в то же время тесно соприкасающиеся, друг с другом, - это, с одной стороны, познакомить общество с теми результатами, коих достиг Комитет по собиранию материалов для Музея 1812 года, с другой - путем привлечения к участию на Выставке частных и официальных собраний, дать посильное наглядное представление о великой эпопее, начавшейся на берегах Немана и закончившейся в Париже, после того как стремительное шествие великого полководца было так резко остановлено в первопрестольной столице и также стремительно обратилось назад вплоть до его уже собственной метрополии.
Таким образом вся Выставка вылилась в 5 зал военного характера - героев войны 1812-1815 гг., Бородина, отступления французов, французской армии и эпохи 1813-1815 гг., к которым присоединены два зала личного характера - зал Императора Александра I и зал Наполеона и еще два другие - зал Москвы в эпоху этих войн и ближайшее за ними время и юбилейный, всего в 9 зал. (С. 3).
Зал 9 - Юбилейный

В этом отделе по возможности будет собираться то, что появилось и появится в свете в различных изданиях, отраслях знаний, торговли и промышленности, посвященное столетнему юбилею великой Отечественной войны 1812 года, и что было доставлено и, надо надеяться, будет доставлено сюда издателями, авторами, фабрикантами и т.п. (С. 61).

Парфюмерия. Русско-английское сближение, духи «1812», знак дружбы к русской нации производства «Vinolia & C°».
«В память Наполеона» товариществом Брокаръ и К° в Москве выпущены духи, одеколон и мыло. Очень интересны и художественны плакаты этой фирмы, помещены они тут же (верхний плакат деревянный, инкрустированный).
«В память 1812-1912» духи, одеколон и мыло производства парфюмерии «Модерн» в Париже. Пробки флаконов изображают бюсты Императора Александра, Наполеона и французского орла. Коробки для флаконов с рельефным изображением фигур Императора Александра и Наполеона.
«Букет Наполеона» - духи, одеколон и мыло т-ва А. Ралле в Москве. Пробки флаконов изображают французского орла. В виде премии раздаются: 1) великолепно изданный иллюстрированный в красках альбом «В память столетнего юбилея Отечественной войны. Текст и рисунки по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 2) изящный металлический жетон и настольный маленький портрет Наполеона.
«1812» - духи, одеколон и мыло производства А. Ciy и К° в Москве. Пробки изображают или русского, или французского орла. «1812-1912» - духи, одеколон, мыло и пудра московской фабрики т-ва А.М. Остроумова, флаконы снабжены пробками в виде треуголок. Премией служит изданный товариществом иллюстрированный альбом «Год ужаса и славы». Интересна обложка, на которой выпукло изображен известный медальон графа Толстого «Родомысл девятого на десять века».

// Год ужаса и славы. - М.: Парфюмерная фабрика Остроумова, 1912.


Возвращение на родину (иллюстрации из книги)

Э. Бодло и К° в Москве выпустили дешевое мыло в иллюстрированной обертке. Премией служат портрет Наполеона и краткое описание войны, напечатанное на внутренней обертке мыла. Доставлено музею П.Н. Миллером". (С. 67-68)

Картины В. Верещагина

Зал № 3 - Бородино

Конец Бородинского сражения.

На Бородинских высотах.

Перед Москвой. В ожидании депутации.
Зал № 5 - Отступление французов

У Городни. Наступление или отход.

В штыки! Ура! Ура!

Ночной привал великой армии.
Зал № 9 - Юбилейный
П
ереполнение выставочных зал экспонатами ближайшими к эпохе не позволило Бюро поместить всех картин художника В.В.Верещагина в исторических залах, а потому тринадцать из них украсили собой юбилейный отдел.
Все эти картины в большинстве относятся к первым, написанным им из этой серии. Размещены они по возможности в хронологическом порядке. (С. 62).
Сквозь пожар.

В побежденной Москве. Расстрелы в Кремле.
Возвращение из Петровского дворца.

В пути. Плохие новости из Франции.


Маршал Даву в алтаре Чудова монастыря


На морозе

«С оружием в руках - расстрелять!»

«Не замай! - Дай подойти!»

вверх

О фильме "1812 год": кинематография начала ХХ века

В течение этого года в Москве и в её окрестностях двумя крупнейшими кинематографическими фирмами братья Пате и А. Хадженков и К°, производились снимки для кинематографа, изображающие эпоху 1812 года, при участии войск в исторических формах.
Снимки делались так же в Кремле, в Петровском и в Нескучном дворцах, сцены грабежа снимались в доме барона Боде, на Поварской сто лет назад действительно разграбленном французами.
Сценариум для картин составлен по точным историческим данным, проверен и утвержден полковником генерального штаба, знатоком истории 1812 года, академиком Афанасьевым. Костюмы исполнялись по рисункам Музе.
Картина Наполеоновского нашествия в скором времени будет демонстрироваться перед Высочайшими Особами. Стоимость её свыше 30 тысяч рублей.
// Огонек. - 1912. - № 31.

Обложка книги: Отечественная война 1812 г.: объяснение к кинокартине. - М., б.г. [1912]. - 9 с.

Кадры из фильма

Полный вариант фильма "1812 год" можно посмотреть на YouTube
НА ГЛАВНУЮ
СТРАНИЦУ
ДОКУМЕНТЫ
ЭПОХИ
ОЧЕВИДЦЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
ИЗ ИСТОРИИ
МОСКВЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ

© 2012 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ