Карикатуры эпохи Отечественной войны 1812 года |
Когда Отечественная война пробудила национальное самосознание, когда все стали говорить о необходимости быть, прежде всего, русскими, то наши тогдашние художники тоже стали выбирать темы из русской жизни. Первыми такими национальными художественными произведениями были у нас - карикатуры на Наполеона и французов. В эпоху Отечественной войны они появились у нас в огромном числе и пользовались у нас огромной популярностью. Вот именно на этих карикатурах и картинках для народа и появились впервые русский мужик, русский солдат, русская изба и русская природа. Кроме того знаменитая «академическая условность», которую так отличались наши картины в начале XIX века, на этих карикатурах не только уступила место реализму, но даже была вытеснена явлением противоположным - шаржем. Таким образом, карикатуры эпохи Отечественной войны имеют значение в истории русской живописи. Это несомненно, и против этого спорить нельзя. Однако этим карикатурам придавали (и придают до сих пор) еще другое - политическое значение. По мнению некоторых историков, они способствовали пробуждению ненависти к французам и к Наполеону, были своего рода художественными политическими памфлетами, чем и помогли тогдашнему нашему правительству в организации народных сил против гораздо более сильного врага. Артемьев К. «Карикатуры эпохи Отечественной войны» // Тысяча восемьсот двенадцатый год. - 1912. - № 1. - С. 40. |
Неудачная игра Наполеона в камешкиДля честолюбия и воинской забавы
|
Крестьянин Иван Долбила |
Русский Геркулес |
Угощение Наполеона в России |
Из книги: Верещагин В.А. Русская карикатура: Отечественная война: Теребенев, Венецианов, Иванов. - СПб., 1912. - 182 с. |
Карикатуры И.И.Теребенева: 1). Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России; 2). Русский Сцевола. |
Карикатуры А.Г. Венецианова: 1). Зимние Наполеоновы квартиры; 2). Изгнание из Москвы французских актрис; 3). Французский парикмахер. |
Карикатуры И.А.Иванова: 1). Бегство Наполеона; 2). Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек; 3). Хлебосольство - отличительная черта в характере народа русского. |
Из книги: Булгаковский Д.Г. Народные карикатуры-картинки, вышедшие в Отечественную войну: с их общей характеристикой / Д.Г. Булгаковский. - СПб., 1912. - 25 с. Картинками чуть не каждый шаг Наполеона сопровождается, начиная от его вторжения и кончая бегством туда, откуда пришел. |
Карикатуры неизвестного автора |
|
|
|
Граф Ростопчин (наблюдая пожар Москвы): "Все идет, как по маслу" (английская карикатура) |
Наполеон и его штат при переходе через Березину (немецкая карикатура) |