Карикатуры эпохи Отечественной войны 1812 года

Когда Отечественная война пробудила национальное самосознание, когда все стали говорить о необходимости быть, прежде всего, русскими, то наши тогдашние художники тоже стали выбирать темы из русской жизни. Первыми такими национальными художественными произведениями были у нас - карикатуры на Наполеона и французов. В эпоху Отечественной войны они появились у нас в огромном числе и пользовались у нас огромной популярностью. Вот именно на этих карикатурах и картинках для народа и появились впервые русский мужик, русский солдат, русская изба и русская природа. Кроме того знаменитая «академическая условность», которую так отличались наши картины в начале XIX века, на этих карикатурах не только уступила место реализму, но даже была вытеснена явлением противоположным - шаржем. Таким образом, карикатуры эпохи Отечественной войны имеют значение в истории русской живописи. Это несомненно, и против этого спорить нельзя.
Однако этим карикатурам придавали (и придают до сих пор) еще другое - политическое значение. По мнению некоторых историков, они способствовали пробуждению ненависти к французам и к Наполеону, были своего рода художественными политическими памфлетами, чем и помогли тогдашнему нашему правительству в организации народных сил против гораздо более сильного врага.
Артемьев К. «Карикатуры эпохи Отечественной войны» // Тысяча восемьсот двенадцатый год. - 1912. - № 1. - С. 40.

Неудачная игра Наполеона в камешки

Для честолюбия и воинской забавы
Он, словно в камешки, народами играл,
Но… грянул гром, взлетел орел двуглавый
И мощью русскою игру его прервал.

Оригинальный рисунок и четверостишие С. Селиванова.

// Тысяча восемьсот двенадцатый год. - 1912. - № 6.

Крестьянин Иван Долбила
Русский Геркулес
Угощение Наполеона в России
 

Из книги: Верещагин В.А. Русская карикатура: Отечественная война: Теребенев, Венецианов, Иванов. - СПб., 1912. - 182 с.
   
Карикатуры И.И.Теребенева: 1). Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России; 2). Русский Сцевола.

Карикатуры А.Г. Венецианова: 1). Зимние Наполеоновы квартиры; 2). Изгнание из Москвы французских актрис;
3). Французский парикмахер.

Карикатуры И.А.Иванова: 1). Бегство Наполеона; 2). Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек;
3). Хлебосольство - отличительная черта в характере народа русского.

Из книги: Булгаковский Д.Г. Народные карикатуры-картинки, вышедшие в Отечественную войну: с их общей характеристикой / Д.Г. Булгаковский. - СПб., 1912. - 25 с.

Картинками чуть не каждый шаг Наполеона сопровождается, начиная от его вторжения и кончая бегством туда, откуда пришел.
Стало, например, известно народу, что французская армия, по занятии Москвы, бросилась на грабежи, и сам Наполеон не прочь был поживиться чужим добром, и вот в народе появляется на этот счет картинка.
Потом проведали про голодовку французской армии, дошедшей до того, что стали есть ворон и всякую падаль, и тут пошли в ход картинки, в роде того, «Вороний суп» или «Кухня главной квартиры».
Все видели, как французы трусили перед нашими казаками, которых они боялись хуже огня, и эту трусость народ отметил в нескольких картинах.
Особенно смешны и забавны картинки, изображающие разные сцены, по адресу Наполеона: то он пляшет под дудку мужика, то ему после малоярославского боя не по себе - его рвет; то парят его в бане; то делают ему полезную операцию - обрезают ногти.
Подшучивая над его бегством из России, народ тоже не поскупился на остроты: то его провожают с хлебом-солью мужички, с таким хлебом-солью, что когда увидел Наполеон, что лежит на блюде, сконфуженный попятился. То останавливается на теплых зимних квартирах, барахтаясь по шею в снегу. То скачет домой на деревенских дровнях, либо в бочонке, то едет на раке, либо на свинье. На тачке везет его главный маршал в храм славы.
Попала на картинку и французская конница, поевшая с голоду своих лошадей, и потому пешком пробирается домой.
Было над чем развернуться художнику, изображая Наполеона с его несметной армией, осужденного гневом Божьим на поражение русским оружием.


1812 год в карикатуре. - М., 1912.

Карикатуры неизвестного автора


Казак так петлей вокруг шей
французов удит как ершей
И мелкую скотину
кладет в корзину


Бронницкий крестьянин Сила сталкивает французского мародера в реку

 


Сокрушение
Наполеонова могущества



Граф Ростопчин (наблюдая пожар Москвы):
"Все идет, как по маслу"
(английская карикатура)

Наполеон и его штат при переходе
через Березину
(немецкая карикатура)
Вернуться к предыдущей странице