НА ГЛАВНУЮ
СТРАНИЦУ
ДОКУМЕНТЫ
ЭПОХИ
ОЧЕВИДЦЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
ИЗ ИСТОРИИ
МОСКВЫ
ИСТОРИЧЕСКАЯ
МОЗАИКА

ИЗ ВЕКА XIX В ВЕК XXI

Планы и конспекты (М., 1913)
Из дореволюционных учебников
Из повторительного вопросника (СПб., 1892)
Вопросы из учебника М.Помяловского (СПб., 1912)
Вопросы из учебника В.Фармаковского (М., 1880)
Вопросы из учебника М.Острогорского (Пг., 1916)
Наглядные пособия (СПб., 1880, 1912)
Проектная деятельность

Из образовательного стандарта (М., 2010)
Современный учебник
Из истории Москвы. XIX век (М., 2008)
Вопросы и задания из пособия И.В.Канторович
Познавательные задания (2004)
Историческая игра «Бородинское сражение» (2010)
Демонстрационный материал (М., 2012)
Проектная деятельность

Отечественная война 1812 года в русской художественной литературе


Из книги: Планы и конспекты по истории XIX века: для дополнительного класса реальных училищ: применительно к министерской программе / сост. В.Е. Романовский. - М., 1913. - 60 с.

VI. Поход Наполеона в Россию и война 1812 года

1. Причины непрочности тильзитского союза между Наполеоном I и Александром I:
а) несоблюдение Александром I континентальной системы;
б) образование Варшавского герцогства, угрожавшее России восстановлением Польского королевства;
с) захваты Наполеона (принц Ольденбургский) и его стремление к всемирному владычеству.
2. Поход Наполеона в Россию, как начало крушения его владычества в Европе.


VII. Освободительная война 1813-181 гг. и падение Наполеона

1. Пятая коалиция. Составь её: Россия, Пруссия, Австрия, Англия и Швеция (большинство германских князей до Лейпцигской битвы - на стороне Наполеона). Главные моменты, борьбы: а) Лейпцигская битва; b) отступление Наполеона за Рейн;
с) вторжение союзников в пределы Франции и взятие Парижа; d) Ватерлоо.
2. Отличие освободительной войны 1813-1814 гг. от предшествующих войн с республикой и империей: а) государи обращаются в борьбе с Наполеоном к народам («Призыв к народу» Фридриха-Вильгельма III и прусский «ландвер»); b) государи стремятся не только отстоять независимость своих государств, но и восстановить нарушенный Наполеоном порядок в Европе (начало легитимизма).
3. Ссылка Наполеона на о-в Эльбу. Восстановление Бурбонов (Людовик XVIII). Упразднение Вестфальского королевства. Возвращение изгнанных Наполеоном государей в их владения.
4. Созыв Венского Конгресса. Сто дней. Бегство Людовика XVIII и попытки Наполеона утвердить свою власть во Франции дарованием ей либеральной конституции.
5. Ссылка Наполеона на о-в св. Елены. Возвращение в Париж Людовика XVIII. (С. 11).

вверх

Из книги: Повторительный вопросник по русской истории: элементарный курс примененный к требованиям учебных планов и программ, утвержденных г. Министром Народного Просвещения 20 июля 1890 г. / сост. А.Н. Сальников. - СПб., 1892. - 32 с.

Александр I

Первые годы царствования Александра I-го. Войны со Францией, Швецией и Турцией. Отечественная война 1812 г. Барклай-де-Толли, как главнокомандующий. Кутузов. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Занятие Москвы. Партизанская война. Выступление Наполеона из Москвы. Отступление неприятеля. Битва под Лейпцигом. Взятие Парижа. Венский конгресс и Священный союз. Внутренняя деятельность Александра I?

Вопросы для повторения:

С которого и по который год царствовал Александр I-й?
Чем он снискал к себе любовь подданных?
Когда открылась при Александре I война со шведами и из-за чего?
Какие последствия имела она?
Что даровал Александр I Финляндии?
С каким еще государством воевала в это время Россия?
В котором году началась великая борьба, которую привелось Александру I вести с Наполеоном I?
Что послужило поводом к разрыву отношений их друг с другом?
Как была велика армия Наполеона при вступлении ее в пределы России?
Какое войско Россия, в свою очередь, могла противопоставить врагу?
Что объявил Александр при обнародования манифеста о войне с Наполеоном?
Как были разделены наши войска на западных окраинах империи и кто ими командовал?
В чем заключался план войны, составленный Барклаем-де-Толли, как главнокомандующим?
Почему осторожность Барклая возбудила ропот неудовольствия в народе и армии?
Кого Александр назначил тогда вместо Барклая?
Как отнеслись все к этому назначению?
Что говорили солдаты про Кутузова?
Какой случай с Кутузовым был принят за предзнаменование победы?
Где расположились войска Кутузова после того, как он отдал приказ об отступлении?
Как они провели канун битвы?
Сколько было русских и французов под Бородиным?
Какое патриотическое воззвание прочтено было войскам Наполеона перед началом битвы, 26-го августа?
На что главным образом указал в своем воззвании русский главнокомандующий?
Когда началось сражение и как долго продолжалось?
Какие были велики потери в обеих армиях?
Что говорил впоследствии Наполеон о Бородинской битве?
Куда двинулись наши войска из-под Бородина, по распоряжению Кутузова?
Что было решено на военном совете в дер. Филях?
Как принял государь донесение главнокомандующего о судьбе, постигшей столицу?
Что ответил он на предложение Наполеона о мире?
Чем питались французы, войдя в Москву?
Где расположил свои войска Кутузов, перейдя на старую Калужскую дорогу?
В чем состояла партизанская война?
По чьему призыву выступили донские казаки на защиту отечества?
Отчего положение неприятельской армии стало в это время затруднительным?
По какой причине Наполеон решился выступить из Москвы?
Что он приказал сделать при этом?
Когда началось отступление «великой армии» и какими сражениями оно сопровождалось?
Сколько пленных и орудий потеряли французы под Красным?
По какой дороге отступал неприятель?
Что угрожало ему на берегах Березины?
Какой план был у русских, чтобы пресечь Наполеону возможность к отступлению?
Удался ли он?
Сколько войска осталось у Наполеона при переправе через Березину?
Где он бросил эта остатки армии и куда ускакал потом?
Кончилась ли война с изгнанием из России неприятеля?
Какую цель имел в виду Александр I-й, продолжая войну?
Как он достиг этой цели?
В котором году русские вступили в Париж?
Кто был в это время провозглашен королем во Франции?
Что было решено на венском конгрессе?
Для чего был заключен Священный союз между Россией, Австрией и Пруссией?
Какой храм заложен в память избавления Россия от французов?
Какими важными государственными мероприятиями ознаменовано царствование Александра I-го?
Какие учебные заведения учреждены им в империи?
Какой титул был поднесен Александру его подданными?
Что еще предполагалось сделать для увековеченья великих подвигов императора?
Как Александр I отнесся к этому предложению?
Где он скончался? (С. 25-27).

вверх

Из книги: Очерки русской истории:
элементарный курс средних учебных заведений / М. Помяловский. - СПб., 1912. - 148 с.

Вопросы:

[Какими качествами отличался Император Александр I?] [ Кто и как развил в нем эти качества?] Кто был Наполеон? Как он сделался императором французским? Почему он вел непрестанные войны? Как Россия вступила с ним в борьбу? Чем кончилась первая борьба Императора Александра I с Наполеоном? [Почему Швеция начала борьбу с Россией?] [Как шла и чем кончилась эта война?] Как Россия завладела Бессарабией? Где лежит эта область? Из-за чего началась новая война с Францией? Как относился царь и народ к этой войн? С каких пор река Неман стала границей России? А теперь она пограничная река? Какой план войны избрали русские, и с какой целью? [Как происходило отступление?] Как приняло войско назначение Кутузова главнокомандующим? Где лежит село, при котором Кутузов дал битву Наполеону? Чем кончилась Бородинская битва? Почему Кутузов не дал нового боя для защиты Москвы? Почему, заняв Москву, французы не могли в ней удержаться? Каково было положение французов в Москве? Кто такие партизаны? Какое участие в борьбе с врагом принял русский народ? Чем кончились попытки Наполеона заключить мир? Что заставило Наполеона отступать по смоленской дороге? Какие бедствия терпели французы при отступлении? Где лежит река, при переправе через которую армия Наполеона окончательно пришла в расстройство? Что было с французами на Березине? [Какой титул получил Кутузов и за что?] [Что предпринял Император Александр по изгнании французов из России?] [Почему Император Александр продолжал борьбу с Наполеоном?] [Чем кончилась эта борьба?] [Что расположено более к северу, Париж или Вязьма?] [Где лежит Лейпциг, и чем он замечателен?] (С. 27-28).
Текст к вопросам см. в разделе "Из дореволюционных учебников"

вверх

Из книги: Русская история с присовокуплением необходимых сведений из истории всеобщей: по способу Грубе / В. Фармаковский. - М., 1880. - 222 [II] с.

К ур. 57. В чем заключалась причина войны 1812 года? Почему эта война называется отечественной? Припомните другие отечественные войны нашей истории. Сравните опасности 1237, 1240, 1380, 1480, 1612 и 1812 годов. Сравните силы Александра и Наполеона. Укажите на карте те государства и земли, которые находились под давлением Наполеона. Почему Наполеон называл варшавское герцогство своим "аванпостом" в России? Подтвердила ли такое название война 1812 года? Покажите откуда и куда шел Наполеон в 1812 году. Сравните походы Карла XII и Наполеона. Сравните их силы. В чем заключался план Барклая-де-Толли? Кутузов действовал по этому ли плану или по другому? Почему Барклай-де-Толли был заменен Кутузовым? Не находите ли в характере Кутузова черты сходства с Румянцевым и Суворовым? Сравните поведение Дмитрия Донского, Иоанна III и Александра I в минуту опасности. Опишите настроение русского народа в войну 1812 года и припомните настроение народа в 1612 году. Какие силы русского народа выказались в войне 1812 года? Как кончился поход Наполеона в Россию? Почему наполеоновские войска мы назвали ордою? Почему Батыева орда имела успех, а Наполеоновская не имела? О чем служится молебен в первый день Рождества? (С. 216).
Текст § см. в разделе «Из дореволюционных учебников»

вверх

Из книги: Учебник русской истории с рисунками, картами, таблицами и вопросами для повторения: элементарный курс для средних учебных заведений и городских училищ / М. Острогорский. - Пг., 1916. - 176 с.

Вопросы:

 69) С кем Александр I вел войну? Кто такой был Наполеон, как он сделался императором французским? Сравните молодость Наполеона с молодостью Суворова? В котором году Наполеон пошел на Россию? Что сделал Александр I? Как откликнулся на это русский народ? Кто командовал русской армией, как он действовал и с какой целью? Припомните, в какой войне Русские действовали точно так же. Почему пришлось сместить Барклая-де-Толли? Кто был назначен на его место и как он стал действовать? Где произошла битва между русскими и французами? Чем она кончилась? Припомните важнейшие битвы русских с неприятелями.
70) Кудадвинулся Наполеон после Бородинской битвы? Что сделали русские? Каково было положение французов в Москве, вне Москвы? Что такое партизаны, как они действовали против французов? Как происходило отступление «великой армии»? Расскажите о переправе через Березину. Как называется война 1812 года и почему? С каким тяжким временем в истории русского народа можно сравнить 1812 год? Сравните их. Благодаря чему Россия была спасена в 1612 г. и 1812 г.? Какие области приобрела Россия при Александре I? (С. 171).
Текст § см. в разделе «Из дореволюционных учебников».

вверх
Наглядные пособия
Из книги: Русские исторические памятники: наглядное пособие к курсу русской истории в средних и низших учебных заведениях / сост. А. В. Добряков. - СПб., 1880. - 8 с.

Подпись под картинкой:
Бородино 26 августа 1812 года
1). Бородинский памятник близь села Бородина. На западной стороне памятника образ Нерукотворного Спаса с надписью под ним "В нем спасение". У восточной стороны памятника могила князя Багратиона. 2). Спасо-Бородинский или Тучков монастырь, воздвигнутый на месте, где пал в Бородинском сражении генерал Тучков.

Из книги: Альбом 1812 года. Отечественная война и ее герои. - СПб.: Б. и., 1912.
Рекомендован Министерством Народного Просвещения для библиотек начальных училищ и сельских школ и для бесплатных народных читален и библиотек.
вверх

Из книги: Исторические школьные выставки: к вопросу о самодеятельности в средней школе: сборник статей - Казань, 1916. - С. 21-48.

Ковалевский М.О. Выставка в память Двенадцатого года

Приближался юбилейный 1912 год, и мне казалось, что одним из наиболее интересных и поучительных юбилейных откликов могла бы быть именно организация в стенах гимназии специальной школьной исторической выставки. Разработав в общих чертах проект выставки, я предложил его в октябре 1911 года вниманию особой комиссии, которая была учреждена из членов педагогического совета Императорской 1-й гимназии по вопросу о праздновании юбилея Отечественной войны. Позволю себе привести существенное из моего заявления в этой комиссии: "Императорская Казанская 1 гимназия, предполагая организовать выставку, посвященную памяти 1812 года, преследует две цели.
Первая цель - образовательная. Имеется в виду при посредстве выставки, в пределах, доступных для гимназии, перенести учащихся за 100 лет назад, в Александровскую эпоху, ко времени героической борьбы с Наполеоном 1812 - 14 гг. Для выполнения этой задачи предположено собрать на выставку, насколько окажется это в силах учебного заведения, портреты, документы, иллюстрации, книги и всевозможные подлинные предметы той эпохи, все, так или иначе относящее наблюдателя к началу XIX века или являющееся отголоском войны 12 года.
Вторая цель выставки - воспитательная: дать известное приложение самостоятельной и творческой работы учащихся. Подбор материала, распределение его в систематическом порядке, обработка пояснительного обзора, составление каталога и ряд самостоятельных работ, имеющих ближайшее отношение к цели выставки, - все это должно быть сделано силами самих учащихся, под руководством преподавателей гимназий и других компетентных лиц. Кроме временного отклика на великое национальное торжество, выставка оставит и постоянный след в жизни учебного заведения: предполагается, что по окончании выставки явится возможность передать значительную часть экспонатов (конечно - с согласия заинтересованных лиц) в существующий при гимназии школьный музей. Таким образом, на будущие времена в распоряжение учащихся поступит, быть может, обильный и интересный материал исторического, художественного и бытового характера». <…>
Проект не встретил особых возражений со стороны членов комиссии, и я начал тогда же, осенью 1911 года, подготовительные работы по организации выставки. Уже первые беседы с учащимися разных классов вызвали в них широкий интерес к проектируемой выставке и готовность содействовать ее успеху как разного рода вкладами ("экспонатами"), так и личным трудом. Среди родителей наших учеников нашлись лица, у которых оказалось много интересного и вполне подходящего исторического и художественного материала. Одни из учеников сообщали о том что - по их мнению - могло пригодиться для выставки, приносили свои "экспонаты" и сдавали их мне на руки, другие взялись исполнять разные работы, главным образом, - художественного характера. По мере поступления материала точнее и конкретнее определялся план выставки и детали ее будущего устройства. Уже до наступления летнего ваката выяснилось, что на выставке будет достаточное количество портретов, гравюр, подлинных документов, старинных предметов, открыток и разного рода ученических работ, всего приблизительно около 300 №№. С таким запасом можно было смело решаться на открытие выставки. В сентябре с новой энергией принялись за продолжение работ по организации выставки, и совершенно неожиданно начали поступать в значительном количестве новые интересные экспонаты.
В течение сентября и октября были выполнены главнейшие ученические работы, а проведение выставки в окончательный вид происходило лишь на последней неделе перед днем открытия (11-го ноября). <…>
Всего ко дню открытия было собрано 483 №№, внесенных в печатный каталог; кроме того десятка два №№ поступили от отдельных лиц, заинтересовавшихся выставкой, уже после ее открытия. Весь этот материал распадался по содержанию на 9 отделов.<…>


Фотография части экспозиции

Памяти Отечественной войны, 1812-1912.
Выставка, устроенная учениками Императорской Казанской гимназии.
11 ноября 1912 года.

Отдел I. Император Александр I Благословенный.
Отдел II. Герои 1812 года.
Отдел III. Сто лет назад.
Отдел IV. Художественная летопись войны с Наполеоном.
Отдел V. Наполеон.
Отдел VI. Люди Александровской эпохи.
Отдел VII. Ученические работы.
Отдел VIII. Предметы старинного быта.
Отдел IX. Юбилейные отклики (вещи и печатные произведения) мелкие иллюстрации.

вверх

Из книги: Примерные программы по учебным предметам: история 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 95 с.

Российская империя в первой четверти XIX в. Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813-1825 гг. Россия и Америка. (С. 18)

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту).
Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения.
Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.
Объяснять значение понятий Негласный комитет министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы.
Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в.
Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в.
Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях.
Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г.
Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору).
Объяснять, в чем заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества.
Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. (С. 49).

вверх
Современный учебник
(из подсобного фонда отдела обслуживания учителей)
1. История России, XIX в.: мультимедиа-учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Т.С.Антонова, А.А.Левандовский, Д.И.Олейников [и др.]. - М.: Клио Софт, 2011. - 240 с.
2. Боханов А.Н. История России в XIX в.: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н.Боханов. - М.: Русское слово, 2007. - 288 с.
3. Данилов А.А. История России в XIX в.: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.А.Данилов. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
4. Зырянов П.Н. История России, XIX в.: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / П.Н.Зырянов. - М.: Дрофа, 2010. - 304  с.
5. Киселев А.Ф. История России, XIX в.: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ф.Киселев, В.П.Попов. - М.: Дрофа: Московский учебник, 2010. - 207 с.
6. Левандовский А.А. История России, XIX в.: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Левандовский. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.
7. Ляшенко Л.М. История России. XIX в.: учебник для общеобразовательных учреждений: 8 класс / Л.М.Ляшенко. - М.: Дрофа, 2011. - 237 с.

Entdecken und Verstehen. 3: Von Franzosischen Revolution bis zum Ersten Weltkrieg. - Berlin, 2006. - С. 44-45.

Mosaik der Geschichte auf der Spur. A 3: [das Schulbuch] / Hrsg.von Cornelissen Joachim; Bearb.von Ehrenfeuchter Martin, При участии Cornelissen Christoph. - Munchen; Dusseldorf; Stuttgart: Oldenbourg: Oldenbourg: Oldenbourg, 2006. - С. 40-41.
вверх

Из пособия И.В.Канторович "Из истории Москвы. XIX век".

Вопросы и задания к § 2.

Основываясь на сведениях из общего курса российской истории, расскажите о причинах и начальных событиях Отечественной войны 1812 г.
1. Как менялись настроения москвичей по мере продвижения наполеоновской армии вглубь страны?
2. Как действовал в первые месяцы войны московский главнокомандующий? Что бы вы предприняли на его месте?
3. Когда и где проходил последний совет русского военного командования перед вступлением в Москву?
4. Почему М.И.Кутузов решил сдать Москву без боя? Как было воспринято это решение в армии (постарайтесь передать мысли и чувства рядовых солдат и офицеров)? Считаете ли вы решение Кутузова единственно верным и почему?
5. Расскажите о последнем дне Москвы перед вступлением в город Наполеона.

Вопросы и задания к § 3.

1. Сколько дней Москва находилась под властью французов? Как сказалось это пребывание на боеспособности наполеоновской армии? Когда, по-вашему, в народе могли распространиться побасенки: "Был Неопалён, а из Москвы вышел опалён", "Пропал, как француз в Москве".
2. За три недели до вступления французов в Москву граф Ростопчин писал Багратиону: "Я не могу себе представить, чтобы неприятель мог прийти в Москву. Когда бы случилось, чтобы вы отступили к Вязьме, тогда я примусь за отправление всех государственных вещей..., а народ здешний, по верности государю и любви к отечеству, решительно умрет у стен московских, а если Бог ему не поможет в его благом предприятии, то, следуя русскому правилу: не доставайся злодею, обратит город в пепел, и Наполеон получит вместо добычи место, где была столица. О сем недурно и ему дать знать, чтобы он не считал на миллионы и магазины хлеба, ибо он найдет уголь и золу". Какие предположения о роли Ростопчина в пожаре Москвы можно сделать на основании этого письма?
3. Составьте схему распространения пожара по улицам Москвы.

Вопросы и задания к § 4.

1. Каковы последствия пожара и пребывания французов в Москве для города? Какие памятники культуры были утрачены навсегда?
2. Какие сведения о размахе городских разрушений в 1812 году можно почерпнуть из таблицы:

ЧИСЛО ЖИЛЫХ СТРОЕНИЙ В МОСКВЕ
Число домов До 1812 года Сожжено Осталось
Каменных
2567 2041 526
Деревянных
6591 4491 2100
Всего
9158 6532 2626
3. Имена каких героев Отечественной войны увековечены сегодня в названиях московских улиц? Основываясь на сведениях из общего курса российской истории, расскажите об участии этих людей в военных действиях 1812 г. (При необходимости воспользуйтесь дополнительной литературой.)
4. Попробуйте представить себя на месте московского жителя в 1812 году (уличного торговца, купца, дворянина, ремесленника и т.п.) Опишите подробно ваши действия в период наполеоновского нашествия.
Оформите свой ответ как историческое сочинение по теме "Москва в период Отечественной войны 1812 г. глазами современника".
Текст § см. в разделе "Из истории Москвы. XIX век"
вверх
Отечественная война 1812 года: демонстрационный материал / авт.-сост. М.Н. Чернова. - М., 2012.
Демонстрационный материал посвящен Отечественной войне 1812 года, включает 8 цветных полос и текстовое методическое пособие, в котором описаны причины войны между Францией и Россией, ход боевых действий с июня по декабрь 1812 года, основные эпизоды Бородинского сражения, пожар Москвы, действия партизан и народного ополчения. Особое место в пособии занимают материалы, посвященные увековечиванию подвига народа и армии, отразивших нашествие на Россию «армии двунадесять языков».
В оформлении наряду с историческими и художественными материалами XIX - начала ХХ в. Использованы репродукции картин современного художника-баталиста А.Ю. Аверьянова.
вверх
НА ГЛАВНУЮ
СТРАНИЦУ
ДОКУМЕНТЫ
ЭПОХИ
ОЧЕВИДЦЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
ИЗ ИСТОРИИ
МОСКВЫ
ИСТОРИЧЕСКАЯ
МОЗАИКА

© 2012 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ