О порядке и форме празднования по учебному ведомству
100-летнего юбилея Отечественной войны.
(16 января-1912 г., № 2602)
Циркуляром от 13 марта минувшего года, за № 9510, Министерством было предложено местным учебно-окружным начальствам представить свои соображения о порядке и форме празднования столетнего юбилея великой Отечественной войны.
Рассмотрев доставленный по настоящее время означенные соображения, Министерство признало наиболее соответственным установить нижеследующий общий по учебному ведомству порядок празднования упомянутого юбилея.
1) 25 августа, накануне дня Бородинского боя, совершаются в учебных заведениях, имеющих церкви, всенощное бдение и торжественная панихида, а в заведениях, в коих нет собственных храмов, только панихида по в Бозе почивающем Государе Императоре Александре Благословенном, его сподвижниках и всех на поле брани в Отечественную войну павших. Пред началом панихиды законоучители приглашаются произнести приличествующее вспоминаемому событию слово.
2) 26 августа, в день Бородинского боя, в учебных заведениях первой категории совершается торжественная литургия, с поминовением Императора Александра I и всех воинов, в Отечественную войну за родину умерших. Пастыри произносят молящимся поучительное слово. После литургии совершается благодарственный Господу Богу за избавление России от иноплеменного нашествия молебен, на котором возглашается вечная память Императору Александру Благословенному и павшим воинам. В заведениях второй группы, т. е. таких, где нет собственных храмов, служится только молебствие с возглашением вечной памяти Императору Александру и воинам, павшим в войну 1812 г.
Примечание. Учебным заведениям, обычно посещающим богослужение в местных приходских или соборных храмах, разрешается присутствовать на сих богослужениях, если это окажется возможным по вместимости храмов и другим местным условиям.
3) 26-же августа по окончании богослужения устраивается в здании самого учебного заведения, а если оно тесно, то в ином подходящем помещении и торжественный акт, открываемый речью начальника учебного заведения, учителя истории или другого лица из педагогического персонала по выбору педагогического совета. Речь должна быть посвящена разъяснению вопроса о значении Отечественной войны.
Если позволит время и будут изысканы средства, то указанная речь иллюстрируется световыми картинами (кинематограф или волшебный фонарь). В программу акта могут быть включены чтения литературных произведений, посвященных эпохе 1812 г. Кроме того, желательно включение в программу хоровых и музыкальных пьес, относящихся к празднуемому событию, а также театральных представлений патриотического содержания. В конце акта производится раздача учащимся книг, брошюр, памятных листков, художественных картин, относящихся к войне 1812 г., и изображений Императора Александра Благословенного и его сподвижников. В заключение акта исполняется оркестром и хором, если таковые имеются, юбилейная кантата, и всеми присутствующими на акте народный гимн.
Примечание. Для придания подобным актам большей торжественности разрешается организовать празднование юбилея общее для нескольких учебных заведений.
4) Если в данной местности будет устроен парад войскам, то на таковом желательно присутствие учащихся.
Примечание. Те учебные заведения, в коих организованы потешные роты или классы военного строя и гимнастики, могут командировать таковые роты и классы для участия в самом параде войск, по соглашению с воинским начальством.
5) Для сохранения в сердцах молодежи благоговейной памяти к празднуемому событию, отличнейшие из оканчивающих в юбилейном году курс учебных заведений учащиеся награждаются, вместо обычно установленных, особыми юбилейными медалями. Кроме того, выдаваемые учащимся в настоящем году наградные книги, похвальные листы, свидетельства и аттестаты должны быть чем-либо отличены.
6) В дни торжеств надлежит по возможности убрать здания учебных заведений национальными флагами, гирляндами цветов или зелени, а вечером иллюминовать.
7) Имеющиеся в учебных заведениях портреты или бюсты Императора Александра Благословенного и его знаменитых соратников желательно поместить на время торжества на особых возвышениях и убрать их также флагами и цветами.
8) Надлежит ныне же озаботиться приобретением в ученические и фундаментальные библиотеки литературных и исторических произведений, относящихся к событиям великой Отечественной войны, при чем представлялось бы весьма полезным заблаговременно ознакомить учащихся с содержанием таковых.
9) Рекомендуется в текущем году устраивать экскурсии в города и местности, связанные с воспоминаниями об Отечественной войне, а равно посещать музеи, галереи и исторические собрания, где хранятся реликвии 1812 года.
10) Для увековечения в потомстве памяти о войне 1812 года предлагается войти незамедлительно в обсуждение вопроса об учреждении при учебных заведениях особых стипендий с присвоением таковым наименований событий и лиц, особо прославленных в указанную выше войну.
11) Желательно, равным образом, присвоение учебным заведениям, библиотекам и читальням и другим просветительным учреждениям наименований, указанных в предшествующем пункте.
Примечание. Соображения свои по 10 и 11 пунктам попечителям учебных округов надлежит представить в Министерство в самом непродолжительном времени.
Сообщая о вышеизложенном, для зависящих распоряжений, Министерство нужным считает присовокупить, что за неимением в его распоряжении каких либо особых на сей предмет кредитов, а равно за неотпуском потребных учебному ведомству на устройство празднования юбилея сумм из Государственного Казначейства, все расходы, сопряженные с празднованием юбилея Отечественной войны в учебных заведениях должны быть отнесены на счет специальных средств или на другие местные источники.
// Русская школа - 1912. - № 3. - С. VI-VIII. |