Храм Христа Спасителя - храм-музей воинской славы

Автор текста Н.А.Горелова. Публикуется с разрешения автора.

Традиция ставить храмы-памятники в честь важных исторических событий уходит в глубокое прошлое. На Руси, в отличие от европейских стран, не было принято устанавливать скульптурные памятники, увековечивающие знаменательные победы или прославленных военачальников. Во всех великих поворотах истории православные люди видели, прежде всего, промысел Божий, потому и строили именно храмы-памятники.
Храм Христа Спасителя является главным православным храмом России, и одновременно - это главный памятник великим событиям Отечественной войны с Наполеоном 1812 года. Я расскажу о драматической судьбе этой православной святыни: истории её создания, разрушения и воскрешения.
Мысль о строительстве храма, который мог бы стать достойным памятником победы России в Отечественной войне 1812 года принадлежала императору Александру I. После окончания войны был объявлен конкурс на создание проекта храма, и победителем неожиданно оказался молодой и мало кому известный художник Александр Лаврентьевич Витберг.
Желая участвовать в конкурсе, он серьёзно занялся изучением архитектуры и в результате появился проект, увлекший императора своей глубокой идеей. Говорят, что Александр I, выслушав вдохновенное объяснение молодого архитектора, прослезился и произнёс: «Вы заставили камни говорить!»
По мысли А. Витберга храм должен был состоять из трёх частей: нижний храм предполагалось устроить под землёй. Здесь, в полумраке, освещённом факелами, могли находиться захоронения всех погибших в Отечественную войну героев. Второй храм, в форме креста, должен был располагаться непосредственно на земле и символизировал жизнь человека. Отсюда по внутренней лестнице можно было попасть в верхний храм, наполненный светом - храм Духа, выполненный в форме круга. Всё сооружение венчал огромный купол.
12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Витберг был назначен начальником стройки. Но, как это часто бывает, будучи талантливым творческим человеком, он оказался не слишком практичным и предприимчивым руководителем грандиозной стройки. Строительство продвигалось крайне медленно, обнаружилось казнокрадство и недобросовестность подрядчиков. Во всех неудачах обвинили Александра Лаврентьевича Витберга; его осудили и отправили в ссылку в Вятку.

Проект А.Л. Витберга

Но мысль о сооружении храма-памятника была жива в русском обществе, и 10 сентября 1839 года состоялась новая торжественная закладка храма при новом императоре Николае I, на новом месте и по новому проекту архитектора Константина Андреевича Тона.
Место постройки храма выбрал сам государь. Он предложил возвести храм-памятник в районе улицы Волхонки, на территории, которую занимал древний Алексеевский женский монастырь. Постройки монастыря были разобраны, а сам монастырь перевели на московскую окраину, в Красное село. По легенде, игуменья монастыря приковала себя цепью к дубу, росшему посреди монастырского двора, и наотрез отказалась покидать свою обитель. А когда её насильно попытались увезти, прокляла это место, заявив, что никогда ничего здесь стоять не будет. 

Алексеевский монастырь


Храма Христа Спасителя. Храм по форме должен был напоминать древние русские соборы, выполненные в традициях византийской архитектуры. В строительстве, продолжавшемся 44 года, принимали участие тысячи мастеров и рабочих, лучшие строители, художники и скульпторы того времени. Роспись выполнялась художниками В.И. Суриковым, Г.И. Семирадским, И.Н. Крамским, В.П. Верещагиным, А.Т. Марковым и другими. Скульпторы М.А. Рамазанов, П.К. Клодт, А.В.Логановский в течение 20 лет трудились над созданием мраморных скульптур и горельефов, украсивших по периметру собор.
Главный алтарь храма был выполнен в виде мраморной часовни, завершенной шатром. 12 бронзовых дверей с изображениями святых, были отлиты по моделям известного скульптора Федора Толстого. Вся внутренняя облицовка храма была выполнена из ценных пород камня: тёмно-зелёного лабрадора, тёмно-красного порфира, пяти сортов разноцветного мрамора. На позолоту куполов пошло 25 пудов золота. Общая высота храма составила 104 метра, а внутри могли разместиться 10000 человек.
Храм стал своеобразным музеем Отечественной войны 1812 года. На 177 мраморных досках вдоль стен были увековечены имена героев и события Отечественной войны. В хронологическом порядке излагалось описание сражений, имена получивших награды, убитых и раненых; давалась информация об ополчении, пожертвованиях и т.п. Многие профессиональные историки приходили сюда за справками.

К.А.Тон

Проект К.А.Тона


А. Боголюбов. Москва. Волхонка. Масло. 1880.
Справа - снятие лесов с Храма Христа Спасителя
25 мая 1883 года состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя под звон всех московских колоколов и оружейную пальбу, при огромном стечении народа. На торжества были приглашены немногие оставшиеся в живых ветераны войны 1812 года. В те дни впервые прозвучала торжественная увертюра «1812 год», специально написанная великим русским композитором П.И. Чайковским ко дню освящения Храма. Ежегодно вокруг собора совершался крестный ход в память освобождения России от наполеоновских полчищ.
К 1883 году в сквере рядом с храмом Христа Спасителя установили одни из первых в Москве электрические фонари, а в 1912 году здесь появился памятник императору Александру III, при котором завершилось сооружение собора.
После русско-японской войны на стенах храма появились имена героев, павших в сражениях этой войны, а в дни первой мировой войны этот список стал пополняться новыми именами. Храм Христа Спасителя превращался в крупнейший воинский мемориал России. Было принято решение открыть недалеко от храма музей Отечественной войны 1812 года. Но, начавшаяся вскоре Первая мировая война нарушила эти планы, а после октябрьской революции 1917 года в жизни храма и вовсе наступили трагические времена.

На фото памятник Александру III, установленный рядом с храмом
Советская власть принесла новые идеи, новое мировоззрение. В 1918 году был разрушен памятник Александру III у храма Христа Спасителя. Начались открытые гонения на православную церковь, храмы и монастыри закрывались и уничтожались. Судьба одного из главных символов старой России - Храма Христа Спасителя была предрешена.
На его месте решено было начать строительство гигантского сооружения - Дворца Советов, задуманного как памятник грядущей мировой революции, как символ новой, советской власти. По замыслу главного архитектора проекта Бориса Иофана, Дворец Советов должен был представлять собой гигантскую пирамиду, увенчанную огромной, 100-метровой статуей Ленина. Советская пресса с восторгом писала, что по своим масштабам строящийся дворец должен был превзойти все существующие постройки мира: общая высота сооружения по плану составляла более 400 метров; Большой зал был рассчитан на 21 тысячу человек, Малый - на 6 тысяч; предполагалось устроить здесь огромные выставочные залы, библиотеку, фойе, комнаты отдыха.
Храм Христа Спасителя обнесли забором, и началось его разграбление. Сначала были изъяты вся драгоценная утварь, серебряные паникадила, позолоченные листы с куполов. Потом дошла очередь до ценных пород отделочного камня, кирпича и соборной мебели. Вокруг Храма, среди строительного мусора долго лежали разбитые мраморные скульптуры. Спасти удалось лишь несколько скульптурных горельефов (сейчас их можно увидеть на территории Донского монастыря) и по одной картине художников Г. Семирадского и В. Сурикова.

Фрагменты разрушенного памятника Александру III.
Фото 1918 года.

5 декабря 1931 года три мощных взрыва окончательно разрушили храм Христа Спасителя. Вскоре площадка была расчищена, и в 1937 году началось строительство Дворца Советов.
Но, начавшаяся Великая Отечественная война отвлекла внимание от этого проекта. В 1942 году каркас Дворца Советов разобрали на металл. После войны, когда пол-страны лежало в руинах, к идее возведения дворца уже не возвращались. Во время дождей и весной, когда таял снег, огромный котлован заполнялся водой. И вот, в 1958 году кому-то пришла в голову идея устроить здесь открытый бассейн «Москва».
Но идея возрождения храма на прежнем месте всегда жила в сердцах истинных любителей Москвы. В конце 80-х годов был создан Фонд воссоздания Храма Христа Спасителя. Начался всенародный сбор средств на восстановление храма. А 7 января 1995 года состоялась торжественная закладка храма. И вот, 19 августа 2000 года, в праздник Преображения Господня патриарх Алексий II совершил освящение Храм Христа Спасителя.
Этот храм максимально приближен к первоначальному памятнику, но многое появилось здесь заново. Конечно, храм строился с использованием современных строительных материалов и технологий. Температурный режим, вентиляция, противопожарная безопасность обеспечиваются специальной инженерной системой. С помощью лифтов можно подняться на смотровую площадку, откуда открывается захватывающий вид на Москву с 40 метровой высоты. А главное отличие состоит в том, что основной объём храма покоится на цокольной (стилобатной) части. Здесь находятся нижний храм Преображения Господня, музей, зал церковных соборов, трапезная и другие помещения.
Нижний храм появился не случайно. Помните проклятье настоятельницы Алексеевского монастыря? Так вот, в храме Преображения Господня восстановлены все престолы этого монастыря. Таким образом, по мнению создателей этого храма, возможно преодолеть пророчество игуменьи стоявшего на этом месте монастыря. Примечательно также, что стены нижнего храма облицованы камнем, добытым на родине Христа, в Вифлееме.
Музей Храма Христа Спасителя рассказывает об истории храма-памятника. Здесь представлены уникальные экспонаты времён Отечественной войны 1812 года, первоначальные проекты храма, документы об уничтожении святыни, конкурсные проекты Дворца Советов, многочисленные материалы, посвящённые воссозданию и современной жизни храма.
Храм Христа Спасителя - это не просто возрождённая православная святыня, но и возрождённый музей воинской славы наших предков, хранящий память о героях, защитивших Россию в Отечественную войну 1812 года.
Вернуться к предыдущему разделу